2021-07-13 11:01
Украинцам начали начислять штрафы за долги по коммуналкеПоставщики тепла нашли способ штрафовать своих должников. Украинцы, которые задолжали за коммунальные услуги, начали получать платежки с внезапно выросшими суммами долга.
В Украине появится ЖКХ-инспекция: для чего нужна и кого проверит
2019-09-16 11:54
Источник: newstv.com.ua
В Украине заговорили о том, чтобы создать государственную жилищно-коммунальную инспекцию, которая бы смогла контролировать и поставщиков коммунальных услуг, и потребителей. Что это за инспекция, как она будет работать, для чего нужна и каких изменений ожидать.
Недавно Министерство регионального развития, строительства и ЖКУ вынесло на обсуждение проект закона в котором предлагается создать Государственную жилищно-коммунальную инспекцию.
Главная цель законопроекта – установка на законодательном уровне механизма госконтроля в сфере ЖКХ, обеспечение защиты прав и интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг, определение органов, которым будет предоставлены полномочия по осуществлению мероприятий государственного контроля.
Надо отметить, что похожая инстанция существовала ранее, когда контроль в сфере ЖКХ осуществляла Госжилкомунинспекция, но в 2011 г. Кабмин ликвидировал службу и передал ее полномочия Госархстройинспекции. Однако спустя некоторое время вышеупомянутые полномочия у инспекции тоже забрали и сфера осталась без должного регулирования. В министерстве отмечают, что сейчас отсутствует центральный орган исполнительной власти, который должен был бы контролировать сферу ЖКХ.
В то же время, в правительстве говорят, что сейчас вопрос о контроле актуален как никогда. Ведь в условиях децентрализации устанавливать тарифы на услуги ЖКХ могут органы местного самоуправления. А вот проверить, обоснованно ли установили тарифы – некому.
"Как показывает практика, отсутствие контроля за ценообразованием в сфере ЖКУ приводит к злоупотреблениям в этой сфере, установление тарифов с нарушением требований законодательства, в свою очередь, приводит к массовому социальному недовольству в обществе", – написано в пояснительной записке к законопроекту.
В министерстве добавляют, что большинство предприятий, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги, являются коммунальными, а тарифы для них устанавливают органы местного самоуправления. Получается, что органы местного самоуправления сами же и должны контролировать свои действия, что сложно назвать эффективным механизмом. Именно поэтому и хотят создать центральный орган исполнительной власти, который будет осуществлять государственную политику по контролю через центральный аппарат и территориальные структуры.
На создание инспекций хотят выделить около 30 млн грн, из которых 26 млн пойдет на оплату труда работникам. Такие цифры планируют заложить в бюджет Украины на 2020 г.
Как мы уже упоминали, инспекция должна контролировать поставщиков коммунальных услуг. Т.е. украинцы смогут пожаловаться на ненадлежащее качество услуг, которые они получают, завышенные и необоснованные тарифы, перебои с поставками тех или иных услуг, и т.д.
По факту, ЖКХ-инспекция должна осуществлять контроль над тем, чтобы и потребители, и поставщики услуг, соблюдали требования законов и заключенных между ними договоров об обслуживании.
Инспекции смогут контролировать все ЖКХ сферы, начиная с тепло- и водоснабжения и заканчивая обращением с отходами и контролем за захоронениями. Инспекции смогут проверить качество питьевой воды, правильно ли подключили или отключили абонента к сети водоснабжения и водоотведения, вывозят ли и утилизируют ли мусор согласно нормам, сообщают ли компании о смене своих тарифов и так далее. Если законопроект пройдет все инстанции и будет принят Радой, украинцы смогут обращаться по всем вопросам в сфере ЖКХ именно в эти инспекции.
"Полномочия инспекции по проведению надзорных мероприятий распространяются на отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, централизованных поставок питьевой воды и водоотведения, поставок тепла, поведения с бытовыми отходами, благоустройства населенных пунктов, коммерческого учета тепловой энергии и водоснабжения", – рассказал Алексей Панов адвокат, советник юридической компании RIYAKO&PARTNERS.
Эксперт добавил, что инспекция будет осуществлять свою деятельность путем проведения плановых и внеплановых мероприятий – обследований, проверок, осмотров, инспектирования и т.д. Кстати, законопроект предусматривает проведение внеплановых мероприятий на основании обращения физических и юридических лиц, в то же время, за заведомо ложное обращение законом предусмотрена ответственность.
Эксперты по-разному восприняли идею министерства. Действительно, с одной стороны, действующий контролирующий орган – это хорошо. А с другой, есть много сомнений, что все это будет работать должным образом.
"Первая реакция на подобную инициативу прогнозируемо негативная. В Украине достаточно много надзорных органов, поэтому информация о появлении еще одного не добавила оптимизма ни специалистам, ни обычным гражданам.
Вместе с тем, в сфере надзора за ЖКХ сложилась поистине уникальная ситуация. Длительное время здесь не существует единого органа, который был бы уполномочен проводить контролирующие мероприятия, и его компетенция не подвергалась бы сомнению. В конечном итоге, ситуация с проведением контролирующих мероприятий сложилась таким образом, что основной контроль за деятельностью коммунальных предприятий по предоставлению услуг осуществляется органами местного самоуправления, которые являются их учредителями", – отмечает Алексей Панов, и добавляет, что, едва ли результаты такого контроля можно считать объективными.
По его словам, деятельность инспекции не будет сильно отличаться от мероприятий, которые проводятся другими контролирующими органами в рамках Закона Украины "Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности"; в полномочиях инспекции, в том числе и тех, которые касаются возможности налагать штрафы, также нет чего-то революционного.
"Однако, как я уже отмечал, создание нормативной базы для деятельности такого органа, как Государственная жилищно-коммунальная инспекция, в первую очередь, призвано унифицировать и систематизировать государственный надзор в этой сфере, сделать его независимым и эффективным, что должно позитивно сказаться на качестве поставляемых конечным потребителям услуг", – подытожил Панов.
Евгения Дубинская, президент "Фонда развития и инноваций ЖКХ", член "Ассоциации Управителей жилья" отметила, что сейчас предприятия которые поставляют коммунальные услуги, являются монополистами (например, теплосети, водоканалы – жители городов не имеют альтернативных поставщиков услуг), тарифы на их услуги достаточно большие и устанавливаются госрегулятором, а качество таких услуг не всегда соответствует нормативным требованиям. И в этом случае работа ЖКХ-инспекции вполне оправдана, ведь они смогут контролировать качество услуг.
"Но в случае предоставления жилищных услуг, услуг по управлению многоквартирными домами – работа такой инспекции непонятна. Ведь если речь об услугах по управлению многоквартирными домами, то договоры на управление заключаются индивидуально на каждый дом отдельно. Управляющего выбирают сами совладельцы дома, и цену на услугу также согласовывают совладельцы, а не устанавливает госрегулятор. Согласно законодательству, цена на услугу по управлению многоквартирных домов – это договорная цена между управляющим и совладельцами дома. И контроль за оказанием услуг по договору управления также возложен на совладельцев. К тому же, в случае некачественного предоставления услуг совладельцы в любой момент могут расторгнуть договор и выбрать другого управляющего. Этот рынок услуг на сегодня открыт", – комментирует ситуацию Дубинская.
Она добавляет, что, в то же время, полномочия и работа жилищно-коммунальной инспекции никоим образом не затрагивают других участников рынка ЖКУ. Например, органы местного самоуправления, население и объединения совладельцев многоквартирных домов. Несмотря на то, что эти участники рынка часто не соблюдают требований законодательства.
"Например, жители не платят за фактически полученные жилищно-коммунальные услуги, и ни одна инспекция не желает контролировать это. Хотя в большинстве случаев поставщики услуг именно в этих обстоятельствах неплатежей и не могут предоставить качественные услуги. Органы местного самоуправления, вопреки законам и постановлениям Кабмина, принимают свои решения о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, противоречащие действующему законодательству и ухудшающие работу предприятий – поставщиков услуг. Но никто не желает вести контроль за соблюдением требований норм законодательства органами местного самоуправления. ОСМД используют наемный труд, не всегда желая оформлять это официально и платить налоги в бюджет, и считаясь при этом неприбыльными организациями на самообслуживании", – добавляет Дубинская.
По ее словам, не совсем понятно, зачем создавать новый проверяющий орган, который будет содержаться за счет бюджетных денег, а его полномочия не будут охватывать всех участников рынка. По словам Дубинской, эксперты отрасли поддержат создание такой инспекции только тогда, когда она будет контролировать всех участников рынка: поставщиков услуг, потребителей, органы местного самоуправления, ОСББ.
Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите некорректный текст и нажмите Ctrl+Enter - так Вы поможете нам улучшить сайт. Спасибо!